Конституционные реформы Лукашенко и Тихановской: между плохим и худшим

09.12.2020

Статья Артёма Агафонова сайту politnavigator.news

Белорусскую Конституцию сложно назвать шедевром юридической мысли. Это документ, отредактированный под одного конкретного человека с целью позволить ему делать, что душе угодно. Сейчас в белорусском обществе существует практически полный консенсус самых разных политических сил по поводу того, что ее надо менять. Разве что мнения о том, в каком направлении менять, разные.

До сих пор об этих мнениях мы имели смутное представление, но за последние пару дней и оппозиция, и Лукашенко приоткрыли каждый свою завесу тайны. И то, что оказалось за этими завесами, производит не самое лучшее впечатление.

Первой приоткрыла оппозиция. Светлана Тихановская вчера дала большое совместное интервью со своими советниками Александром Добровольским и Франтишеком Вечерко. И во время этого интервью Добровольский назвал группу в фейсбуке, где идет обсуждение проекта Конституции, который представит в ближайшее время Тихановская. Разумеется, это – всего лишь проект и черновой вариант, но направление, в котором движется оппозиционная мысль, понятно.

Оппозиционный проект Конституции представляет собой типичную либеральную модель государственного устройства, скорее парламентскую, чем президентскую республику, в центре которой будет Верховная Рада (название, конечно, заставляет вздрогнуть) из 260 человек, которая даже сможет перекраивать саму Конституцию безо всякого референдума, квалифицированным большинством голосов. Полномочия президента, разумеется, сильно порезаны и зачем-то повышен возрастной ценз для выдвижения кандидатом в президенты аж до 40 лет.

Впрочем, к таким нововведениям я отношусь еще более-менее спокойно. Это не совсем совпадает с моим видением дальнейшей эволюции белорусского государства, но в сравнении с тем, что мы имеем сейчас – уже прогресс. Но вот начало оппозиционного проекта Конституции напрягает посильнее.

Во-первых, по крайней мере, в той версии, которая есть сейчас, ликвидирован государственный статус русского языка. Если этот текст удастся протащить – язык подавляющего большинства граждан будет всего лишь «языком межнационального общения», а принудительной белорусизации будет не избежать. Можно, конечно, говорить о том, что версия неокончательная, но зная фамилии тех, кто этим занимается, можно сказать, что для них это – дело принципа, и дерусификацию будут проталкивать, даже несмотря на ее неприятие населением.

Еще очень пугает массовое исчезновение социальных гарантий. В оппозиционном проекте конституции из документа удалены:

– исключительная государственная собственность на недра, воды и леса и право трудящихся принимать участие в управлении предприятиями (ст. 13);

– право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (ст.21);

– запрет на отделение детей от семьи, кроме как по решению суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей, равные права женщин на образование и трудоустройство, право молодежи на духовное, нравственное и культурное развитие и обязанность государства создавать необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии (ст.32);

– обязанность государства создавать условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (ст. 45);

– обязанность государства бесплатно или на льготных условиях предоставлять жилье социально незащищенным категориям граждан.

Короче, либералы и националисты из окружения Тихановской по поводу сохранения социальных гарантий особо не заморачиваются. Конечно, в окончательном тексте проекта Конституции, который они обещают представить на днях, все это могут и вернуть, но осадочек, как говорится, останется.

Следующим о своем видении будущей Конституции сказал Лукашенко. И, в отличие от скучных оппозиционеров, он сумел удивить всех экстравагантностью подхода, предложив придать конституционный статус Всебелорусскому собранию.

Несмотря на то, что Всебелорусское собрание собирается уже в шестой раз и существует с прошлого столетия, никто до сих пор не удосужился придать ему какой-то внятный правовой статус. Просто, в среднем, раз в пять лет в Минске собираются какие-то люди в количестве около 2500 человек, слушают Лукашенко, аплодируют ему, утверждают заранее подготовленные документы и разъезжаются. Процедура избрания делегатов, подготовки и принятия решений непрозрачны, альтернативные мнения на форуме не звучат. Словом, имитация народовластия.

И вот эту массовку Лукашенко предлагает сделать постоянно действующим государственным органом, передав ему немалую часть собственных полномочий. По словам Лукашенко, Всебелорусское собрание должно стать тем органом, который бы «контролировал основные направления развития» и «все стабилизировал».

После такого конституционного кульбита он вполне может запрыгнуть в кресло председателя Всебелорусского собрания и рулить страной оттуда, не заморачиваясь необходимостью каждые 5 лет подтверждать свой мандат на выборах. Оставаться ли при этом еще и президентом – решит по ситуации.

Такой сценарий достаточно вероятен, на его пути стоит разве что необходимость принимать новую Конституцию на референдуме, где общественное мнение вряд ли будет на стороне такого креатива.

Источник