Дождётся ли Усть-Луга грузов от Лукашенко?

02.12.2020
Яндекс

Прошло практически 4 месяца с момента заявления президента Белоруссии о том, что его страна переориентирует грузопоток белорусских товаров с прибалтийских портов на российские. С этого момента мы, наверное, раз пять слышали бравурные заявления чиновников с обеих сторон о том, что работа по переориентации грузов ведется.

Об этом сообщает Яндекс.

Все заявления о том, что идет проработка переориентации российских грузов — фейк. Необходимая работа уже проделана, а ее результаты зафиксированы в дорожных картах по интеграции, подписание которых Лукашенко сорвал в декабре 2019 года.

В основном, речь идет о двух типах грузов: о нефтепродуктах и калийных удобрениях.

Что касается нефтепродуктов, производимых на Мозырском и Новополоцком НПЗ, то переориентацию на Усть-Лугу можно было бы осуществить по щелчку пальца. Да, стоимость логистики до российского порта вышла бы дороже, чем до Клайпеды. Однако со временем все спорные моменты были бы улажены.

Сейчас РЖД предоставляет скидку в размере 50% на провоз белорусских нефтепродуктов. Однако проблема заключается в том, что прямой ветки через Псковскую область от Новополоцка до Усть-Луги нет. Соответственно, приходится делать крюк на и без того перегруженном направлении, что ведет к удорожанию логистики.

Для решения проблемы имеет два варианта. Первый — строительство прямой ж/д через Псковскую область, второй — строительство продуктопровода мощностью не менее 6 млн. тонн в год.

Однако оба проекта имеет смысл реализовывать, будучи уверенным в том, что Лукашенко в очередной раз не «соскочит». Разумеется, доверия к белорусскому президенту нет. Даже сейчас, когда Лукашенко находится в не самом выгодном положении, Белоруссия продолжает экспортировать нефтепродукты через Литву, которая даже не признала белорусского президента. Я думаю, можно было бы пожертвовать теми копейками, которые пришлось бы заплатить за более дорогую логистику до российских портов.

Второе — это калийные удобрения. Здесь перспективы еще более отдаленные. Даже если Лукашенко будет готов заплатить за более дорогую логистику, в российских портах попросту нет необходимых мощностей. Поэтому даже российским производителям приходится осуществлять экспорт удобрений через Прибалтику.

Необходимые мощности будут введены в эксплуатацию не ранее 2023 года. Но для белорусских удобрений их все равно хватать не будет. Для этого Белоруссия должна построить свой терминал в Усть-Луге. Строительство занимает 3-4 года. Учитывая тот факт, что Минск еще не начал работы, то можно сделать вывод, что и особой заинтересованности в этом у Лукашенко нет.

Таким образом, очевидно, что Лукашенко в очередной раз обманул Россию, а все заявления о скорой переориентации белорусских грузов оказались не более, чем популистскими заявлениями. Впрочем, я лично этому не удивился. Лукашенко настолько часто срывал договоренности и не сдерживал свои обещания, что полагать о реальной переориентации белорусских грузов на российские порты могли только наивные люди.

Константин Двинский